RSS

Сайт протоиерея Олега

священника, иконописца, художника

Главная » Статьи о иконах » Икона в Православии

Икона является неотъемлемой частью православной традиции. Православная Церковь видит в иконе зримое выражение православной веры. Согласно церковному преданию первую икону создал Иисус Христос, приложив плат к Своему Лицу, и на материи отобразился Лик Спасителя.  С тех пор эта икона именуется Спас Нерукотворный.

Икона является одним из богословских языков, посредством, которого Церковь несет Благую весть в мир, свидетельствует об истине, являет Христа и Его Церковь. Церковное предание учит, что первым иконописцем был святой евангелист Лука. Он писал святой образ Девы Марии на панели, лицо, которое он сам видел.
Иконография своеобразная традиция христианского религиозного искусства, была и остается неотъемлемой частью богослужения  в жизни христиан ещё со времен апостольских.

Предание Церкви выражается не только через слова, не только через действия, используемые в богослужении, но и через искусство через линию и цвет святых икон. Через иконы православный получает представление о духовном мире.

Преподобный Иоанн Дамаскин писал:

«Когда увидишь бестелесного ради тебя вочеловечившимся, тогда делай изображение человеческого Его вида. Когда невидимый, облекшись в плоть, становится видимым, тогда изображай подобие Явившегося. Когда Тот, Кто, будучи, вследствие превосходства Своей природы, лишен тела и формы, количества и качества, и величины, Кто во образе Божий сый, приим зрак раба, через это сделался ограниченным в количественном и качественном отношениях и облекся в телесный образ, тогда начертавай на досках и выставляй для созерцания Восхотевшего явиться».

Святые отцы VII Вселенского Собора собирали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа.

Иконы святых Божьих угодников кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия.

По словам одного иконописца — содержание православной иконографии было определено непосредственно  духовными потребностями потребностям и целями Церкви. Она служит для того что бы учить, направлять верующих в их стремлении к духовному совершенству. Иконопись выражает святость и более возвышенное значение Православия в его священном содержании: Спасителя, Богородицы, апостолов, и мучеников веры.

На протяжении многих столетий при создании икон иконописцы прежде, чем взяться за кисть,   отесанную липовую доску в несколько слоев покрывали левкасом (составом из мела и крепкого рыбьего клея). Выравнивали гладким полировочным камнем, все кропотливо и долго. Приготавливали краски из цветных земель, иногда даже из толченного драгоценного камня на яичном желтке. И лишь потом, держа непрерывный пост, иконописец с молитвой приступал к священнодействию, сотворению образа. И по сегодняшний день важно что б иконописцы были искренними христианами, проживающими в духе традиций, готовя себя к работе с помощью исповеди и Святого Причастия. Святой Василий Великий пишет: «То, что книга Евангелия объясняет с помощью слов, иконописец показывает с помощью своих работ».

1 отзыв Икона в Православии

  1. Irina:

    спасибо за позновательную информацию!

Оставить комментарий